Бережливый детский сад
“Бережливость — важный источник благосостояния”. Цицерон
Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка.
Современные дошкольники учатся строить свою жизнь организованнее, разумнее, интереснее. Такое качество, как бережливость, не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества, формирует навыки рационального использования предметов окружающего мира.
Суть проекта — внедрение принципов бережливого производства в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно; применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей; современную организацию рабочих мест; повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».
В феврале 2018 года мы вступили в пилотный проект по внедрению принципов бережливого производства в образовании – «Бережливый детский сад».
Бережливое производство – это не совсем технология. Будет точнее назвать ее управленческой концепцией, предполагающей, что учреждение полностью ориентировано на потребительский рынок, а в усовершенствовании заинтересован каждый сотрудник.
Готовых специалистов по Бережливому производству в детском саду не было. К работе сотрудников повысились требования, возникла необходимость обучения персонала, его знакомства с понятием «Бережливое производство», основными принципами и философией. Занятия проводились регулярно. Сотрудники научились работать на конкурентном рынке образовательных услуг, повысили качество знаний, производительность труда, квалификацию.
В детском саду работает система визуальной навигации, представляющая собой логичные и понятные знаки, для быстрой ориентации в здании. В ДОУ расположены основные и второстепенные вывески, лестничные указатели, и таблички кабинетов.
Рабочее место сотрудников детского сада осуществляется по системе 5S, здесь также есть маркировка и техника визуализации. В административных кабинетах детского сада расположены стенды с быстрой информацией о сотрудниках, проектах и работы учреждения. Все документы распределены в строго определенном порядке (по классификации, алфавиту и по группам) обозначены цветовой маркировкой.
Образовательный процесс строится на передаче информации с использование картин, схем, рисунков, что способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. В своей работе мы применяем Алгоритмы, правила, подсказки, схемы, маркировка и условные обозначения. Благодаря данным технологиям стандартизируются рядовые операции, сокращается время на организацию режимных моментов.
В результате реализации проекта «Бережливый детский сад» в нашем ДОУ используется:
- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
- проведение цикла развивающих занятий для детей;
- повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;
- стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
- рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.